Рубрика «Школа ответственного родителя»

21 февраля 2024
31
В последнее время пси­хологи отмечают рост числа устойчивых страхов, с которыми мы не можем справиться. Но в отличие от взрослых страхов, детские, если к ним правильно относиться, вовремя выяснить причины появления, могут исчезнуть бесследно. Что же такое страх и какие пути преодоления страхов существуют.

Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности. Многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку.

Есть даже понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. По их наличию можно судить о соответствии психического и умственного развития ребенка своим годам.

Но есть и такие, что мешают нормальной деятельности ребенка, его адаптации в коллективе и накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Каждый из нас прямо или косвенно встречался с проявлениями детских страхов, будь это страх темноты или боязнь людей в белых халатах, страх одиночества или чего-то неизвестного, а значит непременно страшного.

Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребенку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребенка, считая, что со временем это пройдет само собой, третьи же начинают ругать и даже наказывать ребенка, полагая, что все страхи ребенок выдумал с целью получить определенные послабления в дисциплине и дополнительные привилегии.

Как можно помочь ребёнку преодолеть страхи?
1. Повысить самооценку ребенка, укрепить уверенность в себе.
2. Помочь ребёнку научиться снимать излишнее напряжение. Важно поощрять попытки ребенка изобразить свои страхи в юмори­стической, даже карикатурной, форме.
3. Показать ребёнку, что его ценят вне зависимости от его успехов или неуспехов, выигрыша или проигрыша. Это позволяет не ориен­тироваться на результат, относиться спокойнее к собственным успе­хам и неудачам.
4. Двигательные беспокойства, агрессивность, повышенную на­пряжённость можно снять, используя приём «щита»: взрослый дер­жит щит, в который можно стучать игрушечным мячом, бить кула­ком и т.д.

Не стоит относиться к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость". Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родители, рядом с ним. Ребенок должен верить вам. Обсуждайте с ребенком его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!